Росавиация представила предложения по новому классу воздушного пространства
Упрощение порядка использования воздушного пространства для беспилотных воздушных судов обсудили в Росавиации. На совещании под председательством руководителя агентства Дмитрия Ядрова с участием Минтранса России рассмотрели вопрос совершенствования классификации воздушного пространства России. Мероприятие прошло с участим представителей эксплуатантов коммерческого воздушного транспорта, авиационных работ, вертолетной индустрии и свехлегкой авиации. Экспертов авиационной отрасли пригласили к обсуждению, чтобы в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поводу предстоящих изменений и учесть возможные затруднения при их реализации.
На необходимость «открыть небо» для беспилотников, в том числе – установить новый класс воздушного пространства, обратил внимание Президент России Владимир Путин на совещании по развитию беспилотных авиационных систем. К 1 июня текущего года правительство России должно принять всю необходимую нормативно-правовую базу.
«Наша цель — найти корректные механизмы для реализации задачи, поставленной главой государства. Сроки у нас очень сжатые, поэтому работа будет проводиться оперативно», – пояснил Дмитрий Ядров.
Предложения по внесению изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, в части совершенствования классификации воздушного пространства в целях упрощения порядка использования воздушного пространства для беспилотников обозначил начальник Управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко.
На фото: начальник Управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко объясняет основные моменты новой концепции
Главные тезисы доклада:
Для нового класса Н («эйч») рассмотрят воздушное пространство от 0 до 150 метров от земной (водной) поверхности и воздушное пространство, установленное для маршрутов полетов БВС ниже высоты 3050 метров;
В классе H (по маршрутам полетов БВС) предлагается разрешить полеты на скорости не более 450 км/ч;
Маршрут полета для беспилотника целесообразно устанавливать в воздушном пространстве класса G шириной 4 км (по 2 км в обе стороны от оси маршрута);
Предлагается определить разрешительный порядок использования маршрутов полетов для БВС, оборудованных:
аэронавигационными и бортовыми огнями для предотвращения столкновений,
элементами навигации, обеспечивающими выполнение полета БВС в соответствии с его эксплуатационной документацией,
элементами линий управления и контроля БАС.
Разрешить пересекать маршруты полетов для БВС пилотируемым воздушным судам, выполняющим полеты по правилам визуальных полетов;
Информацию о маршрутах полетов для БВС (основные пункты маршрута, включая маршруты (схемы) набора высоты после взлета и снижения для захода на посадку, диапазон высот, период действия, условия использования) публиковать в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России).
Предусмотреть, что класс H не устанавливается в воздушном пространстве приграничной полосы, а также за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию; в воздушном пространстве на высотах более 100 метров от земной или водной поверхности на удалении 30 км и менее от контрольных точек аэродромов и 5 км и менее от посадочных площадок; в воздушном пространстве на удалении 10 км и менее от контрольных точек аэродромов и от 2 км и менее от посадочных площадок.
Изменения также затронут классы С и G.
«Также полагаем целесообразным законодательно закрепить обязанность пилотов воздушных судов АОН и внешних пилотов беспилотников, наряду с официальной аэронавигационной информацией, при подготовке к полетам использовать цифровую платформу Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», – отметил Сергей Мартыненко.
На фото: у представителей авиационного отрасли была возможность задать любой интересующий вопрос
О чем на совещании спрашивали пользователи воздушного пространства:
Учтены ли в новой классификации временные оперативные точки для проведения авиационно-химических работ и будет ли применяться правило радиуса 5 км?
В классе Н для устройств менее 30 кг предполагаются полеты на визуальной видимости, для БВС свыше 30 кг будут установлены маршруты полетов.
Будут ли маршруты беспилотников регламентированы по высоте?
Ввод диапазонов планируется с учетом действующих элементов структуры воздушного пространства.
Требуется ли диспетчерское разрешение для пересечения пилотируемыми воздушными судами маршрутов БВС?
Одно из условий для пилотируемых воздушных судов при пересечении маршрутов БВС — выполнение полета по правилам визуальных полетов. Предполагается также, что полеты по маршрутам будут выполнять беспилотники, оборудованные аэронавигационными и бортовыми огнями для предотвращения столкновений.
Как будут инициироваться маршруты?
В федеральных правилах остается норма, что классификацию устанавливают приказом Минтранса России. Маршруты будут устанавливаться, исходя из потребностей в них у эксплуатантов беспилотников.
Мнения экспертов после совещания:

Вячеслав Карцев
Председатель правления Ассоциации Вертолетной Индустрии
«На совещании с представителями Росавиации были озвучены и представлены конструктивные предложения по изменению структуры воздушного пространства. Появились новые понятия воздушных линий, маршрутов полетов для беспилотных воздушных судов тяжелого класса, с учетом будущих перспектив их активного использования. При этом важно отметить, что они должны будут соответствовать сертификационным требованиям, оборудованы необходимыми системами для безопасной эксплуатации в едином воздушном пространстве как пилотируемой, так и беспилотной авиации».

Евгений Кабанов
Председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА)
«Росавиация представила проект создания нового класса воздушного пространства, учитывающего интересы всех заинтересованных пользователей, как представителей пилотируемой авиации — в первую очередь, легкой, так и беспилотной. Предложенные изменения отражают все основные вопросы, связанные с безопасностью полетов, взаимодействием пилотируемой и беспилотной авиации. Они сбалансированно и эффективно позволят использовать воздушное пространства всем заинтересованным в нем сторонам».

Фёдор Борисов
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, член Общественного совета при Росавиации
«Прошедшее совещание, безусловно, вызывает значительный оптимизм у отрасли. Причем как у эксплуатантов пилотируемой авиации, так и беспилотных авиационных систем. Движение ведется в правильном направлении, ищутся и находятся необходимые компромиссы. Концептуальный подход, который предложили специалисты агентства, вполне можно брать за основу, за рабочую базу».