Дополнительное финансирование позволит ускорить темпы обновления аэропортовой инфраструктуры в России

30 ноября 2025 10:00

В 2025 году стартовал новый федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов». На его реализацию выделены бюджетные средства в объеме 366 млрд рублей. Этого недостаточно для выполнения запланированных объемов строительства и реконструкции инфраструктуры. Необходимо привлечение частных инвестиций в объеме порядка 128 млрд рублей по концессионной схеме.

Концессия позволит в сжатые сроки привлечь необходимый объем средств для расширения программы модернизации инфраструктуры в период 2025–2030 годов. Все работы направлены в первую очередь на повышение безопасности полетов и улучшение качества услуг в аэропортах.

Для привлечения дополнительных средств Минтрансом и Росавиацией разработан законопроект, предусматривающий введение инфраструктурного сбора, который не должен превышать определенный предел в целях сдерживания роста цен на авиабилеты. Предполагается, что сбор и его дальнейшее перечисление будет осуществляться российскими и иностранными перевозчиками как на международных, так и на внутренних авиалиниях.

Сбор предлагается вводить только в аэропортах холдингов, что позволит аккумулировать средства для реконструкции инфраструктуры и не приведет к значительному увеличению стоимости авиабилета. Средняя величина инфраструктурного сбора с авиакомпании составит 150 рублей на один авиабилет.

В то же время сбор планируется осуществлять как в аэропортах, в которых ведется реконструкция, так и в аэропортах, в которых проекты реконструкции не ведутся. Это позволит снизить финансовую нагрузку на пассажиров. Контроль за сбором и его распределением будет возложен на органы власти. Данные средства будут направлены на компенсацию затрат концессионера на покрытие заемного финансирования. 

Пример:
У холдинга «Новапорт» более 20 аэропортов. В настоящее время ведется реконструкция аэропорта Толмачёво (Новосибирск). В целях минимизации размера сбора с пассажиров, летящих в Толмачёво, предполагается что он будет также распределен на пассажиров аэропортов из данного холдинга, которые в настоящее время не реконструируются.
Подобный сбор, но «зашитый» в ставку, уже есть, например, в аэропорту Шереметьево.

Как ожидается, аэропорт Кемерово может стать первым — шаблонным — проектом для проведения реконструкции аэродрома в рамках нового подхода

 

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ


 Фёдор Борисов

главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ



«Исторически авиационная отрасль всегда была объектом поддержки государства – сегодня за счет средств федерального и региональных бюджетов реализуются программы как субсидирования перевозок, так и поддержки строительства аэродромной сети. Вместе с тем необходимый объем финансирования остается весьма значительным. В этой ситуации совершенно очевидным подходом является предложение о покрытии недостающих расходов за счет авиакомпаний. При этом установленные сборы очень небольшие и их влияние на стоимость перевозки не будет определяющим. Важен и сам заложенный «котловой» механизм, который позволит перераспределять средства от более прибыльных воздушных гаваней к менее прибыльным, что в целом является распространенной общемировой практикой финансирования небольших региональных аэропортов»



 Олег Пантелеев

исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»



«Полеты магистральных лайнеров начинаются и оканчиваются в аэропортах. От состояния взлетно-посадочной полосы зависит безопасность полетов, и сегодня во всех воздушных гаванях инфраструктура поддерживается в нормативном состоянии. Но от параметров аэродрома, размеров и достаточности мест стоянки, конфигурации рулежных дорожек зависит и пропускная способность аэропорта, и возможность принимать наиболее вместительные воздушные суда, включая широкофюзеляжные лайнеры. В некоторых городах России, к сожалению, существующая аэродромная инфраструктура стала ограничителем интенсивности полетов и развития маршрутной сети.

Существовавший многие десятилетия подход, когда развитие аэродромной сети финансировалось только из средств федерального бюджета, не позволяет оперативно модернизировать десятки объектов, в то время как спрос на полеты уже сейчас в ряде случаев не может быть удовлетворен без их обновления. Концессионные соглашения – механизм, позволяющий радикально ускорить развитие аэродромного хозяйства. Но за новые возможности и за отсутствие необходимости долго ждать приходится платить. Частные инвесторы внесут свой финансовый вклад в развитие аэропортов, но часть расходов придется взять на себя и тем, кто является непосредственным пользователем инфраструктуры – авиакомпаниям. При этом масштаб затрат, которые дополнительно лягут на потребителя, не слишком велик: сегодня чашка кофе перед вылетом обходится дороже, чем грядущий инфраструктурный сбор».



 Николай Тарануха

генеральный директор аэропорта Кемерово (входит в «Новапорт Холдинг»



«Этот инструмент финансирования строительства и модернизации инфраструктуры вместе с частными инвестициями, бюджетными средствами и банковским кредитами поможет более эффективно развивать аэропорты в России».

Справочно: Как ожидается, аэропорт Кемерово может стать первым — шаблонным — проектом для проведения реконструкции аэродрома в рамках нового подхода.