Дополнительное финансирование позволит ускорить темпы обновления аэропортовой инфраструктуры в России
В 2025 году стартовал новый федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов». На его реализацию выделены бюджетные средства в объеме 366 млрд рублей. Этого недостаточно для выполнения запланированных объемов строительства и реконструкции инфраструктуры. Необходимо привлечение частных инвестиций в объеме порядка 128 млрд рублей по концессионной схеме.
Концессия позволит в сжатые сроки привлечь необходимый объем средств для расширения программы модернизации инфраструктуры в период 2025–2030 годов. Все работы направлены в первую очередь на повышение безопасности полетов и улучшение качества услуг в аэропортах.
Для привлечения дополнительных средств Минтрансом и Росавиацией разработан законопроект, предусматривающий введение инфраструктурного сбора, который не должен превышать определенный предел в целях сдерживания роста цен на авиабилеты. Предполагается, что сбор и его дальнейшее перечисление будет осуществляться российскими и иностранными перевозчиками как на международных, так и на внутренних авиалиниях.
Сбор предлагается вводить только в аэропортах холдингов, что позволит аккумулировать средства для реконструкции инфраструктуры и не приведет к значительному увеличению стоимости авиабилета. Средняя величина инфраструктурного сбора с авиакомпании составит 150 рублей на один авиабилет.
В то же время сбор планируется осуществлять как в аэропортах, в которых ведется реконструкция, так и в аэропортах, в которых проекты реконструкции не ведутся. Это позволит снизить финансовую нагрузку на пассажиров. Контроль за сбором и его распределением будет возложен на органы власти. Данные средства будут направлены на компенсацию затрат концессионера на покрытие заемного финансирования.
Пример:
У холдинга «Новапорт» более 20 аэропортов. В настоящее время ведется реконструкция аэропорта Толмачёво (Новосибирск). В целях минимизации размера сбора с пассажиров, летящих в Толмачёво, предполагается что он будет также распределен на пассажиров аэропортов из данного холдинга, которые в настоящее время не реконструируются.
Подобный сбор, но «зашитый» в ставку, уже есть, например, в аэропорту Шереметьево.

Как ожидается, аэропорт Кемерово может стать первым — шаблонным — проектом для проведения реконструкции аэродрома в рамках нового подхода
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Фёдор Борисов
главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Олег Пантелеев
исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»
Существовавший многие десятилетия подход, когда развитие аэродромной сети финансировалось только из средств федерального бюджета, не позволяет оперативно модернизировать десятки объектов, в то время как спрос на полеты уже сейчас в ряде случаев не может быть удовлетворен без их обновления. Концессионные соглашения – механизм, позволяющий радикально ускорить развитие аэродромного хозяйства. Но за новые возможности и за отсутствие необходимости долго ждать приходится платить. Частные инвесторы внесут свой финансовый вклад в развитие аэропортов, но часть расходов придется взять на себя и тем, кто является непосредственным пользователем инфраструктуры – авиакомпаниям. При этом масштаб затрат, которые дополнительно лягут на потребителя, не слишком велик: сегодня чашка кофе перед вылетом обходится дороже, чем грядущий инфраструктурный сбор».
Николай Тарануха
генеральный директор аэропорта Кемерово (входит в «Новапорт Холдинг»
Справочно: Как ожидается, аэропорт Кемерово может стать первым — шаблонным — проектом для проведения реконструкции аэродрома в рамках нового подхода.